суббота, 23 мая 2015 г.

Каждый решает сам

    Реализация проектов устойчивого развития страны невозможна без обеспечения их соответствующими ресурсами. Где взять эти ресурсы?
    Анализируя работы разных авторов, посвящённые проблемам и факторам устойчивого развития, можно сделать несколько выводов, которые могут быть полезны всем тем, кто интересуется местным самоуправлением, а также его возможностями по использованию внутренних ресурсов общества. Эти возможности могут оказаться решающим фактором успеха в процессе достижения целей устойчивого развития.
    Прежде всего, определимся с понятием устойчивое развитие. Одно из его определений такое: устойчивое развитие – общая концепция, предусматривающая необходимость баланса между удовлетворением текущих потребностей общества и защитой интересов будущих поколений, включая их потребность в безопасной и здоровой окружающей среде. Из этого следует, что устойчивое развитие – это управляемое развитие.
    В работе «Социальная модернизация в контексте реформ переходных обществ», доктор наук государственного управления Голубь В.В. подчёркивает, что модернизацию общества, следует рассматривать исходя из его системных характеристик на трёх взаимосвязанных уровнях – макро, мезо и микро. При этом, выявление вектора реформирования и приоритетов общественного развития на уровне государства абсолютно не гарантирует качественных результатов для общества в целом. Отсутствие таких результатов приводит к игнорированию или противодействию общества, проводимым «сверху» реформам.
    Почему это происходит? Ответ лежит на поверхности. Это происходит из-за того, что не совпадают цели государства и общества. Общество – это система социальных связей и взаимодействий, которые объединяют людей с целью удовлетворения ими собственных социальных потребностей. Поэтому, устойчивое развитие и социальные потребности граждан – взаимозависимы. Согдасование целей государства и общества - необходимое условие успешных реформ. Это условие может обеспечиваться только во взаимодействии и постоянном согласовании приоритетов всех направлений и уровней общественного развития. Ещё один вопрос затрагивает автор: социальные перемены и общественные трансформации, осуществляемые в процессе реформ, могут носить фрагментарный, внешний характер, без качественного обновления социальных институтов общества. Такие реформы также не отвечают общественным целям, не будут поддержаны обществом и обречены на провал.
    Задайте себе вопрос: во имя чего погибали люди на майдане и погибают в Донбассе? Прошло более года с начала событий, которые кардинально поменяли ситуацию в Украине. Сейчас уже можно оценить: что это? Перемены к лучшему или наоборот. Тысячи калек и убитых, сотни тысяч вынужденных переселенцев, права которых нарушаются повсеместно, безопасность граждан, стремящаяся к нулю, безработица, исковерканные судьбы людей – это одна чаша весов. А что на другой? Всё те же проблемы, из-за которых случился майдан: коррупция, гнилая судебная система, ущемлённые права рядовых граждан, произвол чиновников. Этот список легко продолжить, стоит только заглянуть в Конституцию Украины и сравнить то, что там написано с нашими реалиями. Вывод напрашивается сам собой: слишком дорого общество платит за стратегические ошибки своей элиты.
    Вернёмся к теме устойчивого развития и сформулируем, опираясь на приведенную выше статью, основную цель этого развития, соответствующую запросам общества. Безусловно, эта цель – повышение качества жизни граждан, составляющими которого являются уровень жизни и безопасная, здоровая окружающая среда.
    Если есть цель, которую готово поддержать большинство, то, что мешает её реализовать? На мой взгляд, это недооценка влияния местных особенностей. В неоднородной среде не может быть универсального подхода к реформам. Многообразие местных условий порождает многообразие путей достижения общей цели. Общая цель как путеводная звезда, а маршрут движения к этой цели каждый путешественник должен выбрать сам.
    В статье Табаловой О.Е. «Предпосылки возникновения региональных асимметрий устойчивого развития в Украине», исследуется пространственная неоднородность Украины. Эта неоднородность усложняет проведение единой политики социально-экономических преобразований. Асимметричность устойчивого развития регионов Украины, по утверждению автора, определяется объективными и субъективными предпосылками, которые связаны с траекторией их предыдущего развития и разнонаправленностью механизмов взаимодействия социальной, экономической и экологической составляющих этого развития.
    Статья «Об иерархичности структуры социально-географического процесса», автор Немец Л.М., поможет нам понять принципы управления социальными системами. По словам автора, каждая социальная система (подсистема) является многоуровневой и имеет сложную иерархическую структуру, что обуславливает соответствующую иерархичность социально-географического процесса. При этом, социальная иерархия, накладываясь на иерархию, обусловленную структурой природных подсистем, делает процесс социального развития очень сложным и противоречивым, имеющим свои особенности и приоритеты на каждом его уровне, на каждой локальной территории.
    Управление социальными подсистемами со сложной структурой не должно быть жёстким, то есть, управляемым подсистемам нельзя навязывать не свойственные им пути развития. Этот тезис имеет большое значение и для разработки более общих стратегий развития. Он доказывает, что не может быть единого (идентичного) для всех социумов пути перехода к устойчивому развитию. Для каждого регионального или локального социума необходимы собственные индивидуальные программы, которые учитывают все его особенности. В тоже время, каждая социальная подсистема, является частью надсистемы и важным фактором, обеспечивающим достижение общих целей, является оптимизация системы целеполагания. Эта оптимизация осуществляется путём соблюдения принципа «непротиворечивости целей». При этом, управление социумом, должно осуществляться с учётом его возможностей и потенциала саморазвития и направляться в сторону стабильности.
    В исследовании «Национальная парадигма развития Украины», сформулирована одна из основных задач устойчивого развития, которая предусматривает широкое привлечение к реализации стратегии устойчивого развития территориальных громад как основной ячейки бытия человека. Уровень территориальной громады, на котором активно и непосредственно действует творческая энергия человека в сфере актуальных интересов его жизнедеятельности, должен стать ведущим звеном в реализации идеологии устойчивого развития следующего десятилетия, подчёркивают авторы. Эффективным инструментом обеспечения устойчивого развития на местном, низовом уровне может стать корпоративная социальная ответственность, которая вместе с ответственностью ветвей власти разных уровней способна решать актуальные вопросы социально-экономического развития, с использованием высокоэффективного рыночного инструментария. Опираясь на концептуальные положения системного подхода к решению проблем устойчивого развития, авторы утверждают, что основной инновационной доминантой для условий Украины, является формирование адекватной национальным интересам системы хозяйствования по метапринципу «от индивидуализма – к корпоративизму». Ключевым моментом и одновременно слабым звеном формирования корпоративного хозяйственного пространства является уровень муниципального образования. Из-за этого говорить о настоящей модернизации общественных отношений можно только при определённых условиях. Прежде всего, для этого необходимо расширение процесса самообразования населения муниципальных образований, вовлечения его в процессы перемен.
    До сих пор, мы рассматривали внутренние факторы, влияющие на устойчивое развитие Украины. Но Украина является только небольшой частью мировой геополитической системы, а геополитические процессы оказывают существенное влияние на её развитие. Возможно ли устойчивое развитие Украины, если она будет буферной зоной в противоборстве геополитических игроков?
    Географическое положение Украины, как транзитного государства, можно рассматривать с одной стороны, как буферную зону между Востоком и Западом, а с другой стороны, как мост между ними. Какая точка зрения возобладает - зависит только от самой Украины. Тезис о том, что управление сложными социальными подсистемами со сложной структурой не должно быть принудительным, то есть, социальным подсистемам бессмысленно навязывать не свойственные им пути развития, на практике подтверждается гибридной войной в Донбассе. Ситуация зашла в тупик. Развязать противоречия и окончательно остановить войну не может никто, ни глобальные игроки, ни непосредственные участники военного конфликта - Россия и Украина. Если строить мосты взаимопонимания и сотрудничества между Россией и Украиной на уровне центральных властей не получается, то остаётся одно - посмотреть на сложившуюся ситуацию «снизу».
    Прежде всего, надо ответить на вопрос: что это за конфликт? Это конфликт правящих режимов или конфликт народов России и Украины. Безусловно, пропаганда делает своё дело и на бытовом уровне разжигается вражда между народами. Но серьёзной базы для такой вражды нет. Нам нечего делить. В войне заинтересованы не рядовые граждане Украины или России, которые непосредственно страдают от неё. Народы обеих стран приносятся в жертву тем олигархам, которые наживаются на войне. Миллиарды выбрасываются на войну, миллиарды разворовываются под шумок, вместо того, чтобы направить их на решение актуальных проблем, повышение качества жизни народа, на устойчивое развитие своих стран.
    Проблемы устойчивого развития и Украины, и России во многом сходны. Подтверждение этому поищем в российских источниках. В исследовании, «Социально-экономические проблемы, препятствующие устойчивому развитию регионов РФ», автор Н.Ю. Сорокина, подтверждается тот факт, что Российская Федерация представляет собой неоднородную пространственную систему. Основными проблемами, препятствующими устойчивому развитию регионов РФ, делает вывод автор, являются: неравномерность социально-экономического развития; выраженный системный характер экономических и социальных проблем; зависимость процессов экономического развития на региональном уровне от тенденций в развитии мировой экономики. Аналогии с Украиной, по этим проблемам, просматриваются невооружённым глазом.
    Обратимся к другой работе, автор Мельников В.М., «Социальная неоднородность в среде компактных сообществ. Экокультурный аспект». По результатам своих исследований автор делает вывод, что перспективы внедрения новых методов муниципального управления, ориентирующихся на конечный результат в интересах всего населения, то есть достижения равенства в этом вопросе, во многом будут определяться эффективностью «обратной связи» - созданием налаженных механизмов оценки этих результатов различными группами населения. Эти выводы также перекликаются с выводами украинских учёных.
    Одним из выводов первого международного форума «Региональные проблемы преобразования экономики», сотоявшегося в Москве (сентябрь 2012 г.), является утверждение, что социально-экономическая политика, ориентированная на некие усреднённые российские условия – нереализуема. Другими словами, подтверждаются выводы украинской науки о том, что необходима разработка индивидуальных программ устойчивого развития локальных социумов, учитывающих особенности этих социумов.
    В заключение данной статьи, хочу обратить внимание на потенциал местного самоуправления, в частности его низовых звеньев (ТОС в России, ОСН в Украине), позволяющий «снизу», разблокировать процессы устойчивого развития в формате ЕС – Украина – ЕАС, в котором Украина станет мостом, а не буферной зоной между Востоком и Западом.
    Если на уровне центра, сотрудничество в этом вопросе проблематично, то на уровне ТОС – ОСН возможно даже сейчас. И в Украине, и в Росии есть здоровые силы, заинтересованные в борьбе с актуальными проблемами, а не в военном противостоянии, от которого страдают оба народа. Концентрируясь на актуальных проблемах локальных территорий, обмениваясь опытом по решению этих проблем, обмениваясь ресурсами, необходимыми для устойчивого развития своих территорий, ТОС и ОСН, могут налаживать партнёрские взаимоотношения друг с другом, тем самым создавая предпосылки для реализации общей стратегии устойчивого развития.
    Одним из направлений устойчивого развития «снизу», может стать «Программа кластерного развития территориальных единиц», объединяющая идеи кластерного развития муниципальных образований. Ядром кластеров устойчивого развития (в том числе международных), создание которых - одна из целей упомянутой программы, являются низовые звенья системы местного самоуправления, комитеты самоуправления разных уровней (ТОС в России и ОСН в Украине).
    Успешная реализация программы возможна, если будут созданы комитеты самоуправления нового типа, имеющие организационную структуру сетевого типа. Быть или не быть таким комитетам самоуправления зависит от позиции каждого из нас. Каждый решает сам: ждать «светлого будущего» от вождей, которые зачастую преследуют свои личные интересы, или самим браться за преобразования уже сейчас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий