понедельник, 28 сентября 2015 г.

Программа кластерного развития территориальных единиц и социальных групп (проект).


Раздел 1. Вводная часть.

    Программа кластерного развития территориальных единиц, в дальнейшем Программа, разработана как часть «Народной концепции реформ». В этой Программе обобщён опыт совместной работы в кластерной связке общественной организации и производственного кооператива, использованы материалы «Пособия по кластерному развитию» (проект Европейского Союза «Услуги по поддержке малых и средних предприятий»), научной статьи «Социологическое определение территориальных кластеров» (автор В. Тарасенко) и публикаций   В. Борзунова. В рамках данной Программы используются следующие понятия:

    Кластер – территориальная агломерация взаимосвязанных компаний, обладающих следующими характеристиками:
    1. Компании предоставляют друг другу специализированные услуги на условиях долгосрочного стратегического партнёрства или аутсорсинга.
    2. Компании дополняют друг друга и усиливают свои конкурентные преимущества и конкурентные преимущества отрасли в целом.
    3. В кластере участвуют не только бизнес структуры, но и инфраструктурные организации: научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, финансовые организации, некоммерческие организации, органы местного самоуправления.
    Кластерное развитие – развитие территориальной громады с использованием кластерных стратегий.
    Цели кластерного развития – повышение качества жизни населения территориальных громад, в том числе: уровня жизни (уровня доходов, занятости, образования, медицинского обслуживания и т.п.) и качества окружающей среды.
    Объекты кластерного развития – кластерные модули: сетевые, отраслевые, проектные, территориальные.
    Территориальные единицы – элементы территориальной структуры села или города. К территориальным единицам относятся: многоквартирный дом, улица, избирательный участок (несколько улиц или многоквартирных домов), микрорайон.
    Комитет самоуправления – ячейка системы местного самоуправления, которая создаётся в пределах территориальной единицы и является элементом организационной структуры системы местного самоуправления (ОСН, или ТОС).
    Инициативная группа – инициативная тройка, пятёрка, десятка или проектная группа. Инициативная группа является функциональной или территориальной ячейкой комитета самоуправления и создаётся на принципах самоорганизации. Она может быть сетевой, проектной, территориальной или смешанной. Сетевая инициативная группа создаётся в социальных сетях, проектная - в рамках определённого проекта, территориальная - в пределах территориальной единицы, смешанная – имеет признаки разных типов инициативных групп.
    Координатор инициативной группы – совмещает функции менеджера по кластерному развитию и информационного агента комитета самоуправления.
    Информационно-коммуникационная сеть (информационное сообщество) - агентская информационная сеть, состоящая из координаторов и членов инициативных групп. Она создаётся в структуре комитета самоуправления и предназначена для информационной поддержки его деятельности. Эта сеть обеспечивает циркуляцию информации по всем вопросам, связанным с проектной и другими видами деятельности комитета самоуправления.
    Информационно-коммуникационный проектный центр – научно-методический и учебный центр, предназначенный для обучения, а также информационной, организационной и научно-методической поддержки инициативных групп. Создаётся комитетом самоуправления.

Раздел 2. Цели Программы

    Основная цель Программы – повышение качества жизни населения территориальных единиц.

    Качество жизни включает такие показатели: доходы населения, качество питания, качество одежды, комфорт и безопасность жилища, качество здравоохранения, качество социальных услуг (отдых и сфера услуг), качество и доступность образования, продолжительность жизни, безопасность граждан, качество окружающей среды.    Достижение целей программы осуществляется за счёт мобилизации внутренних  и привлечения внешних ресурсов.

    Одна из целей Программы - мобилизация внутренних ресурсов территориальной единицы для ускорения её развития (в том числе, человеческих и инвестиционных).

    Основной внутренний ресурс территориальной единицы – человеческий ресурс. Качество человеческого ресурса зависит от уровня образования, здоровья людей и других показателей. Интегральный показатель, характеризующий качество человеческого ресурса – Индекс человеческого развития (ИЧР). В докладе ПРООН, по итогам 2013 г., в рейтинге ИЧР из 187 стран, Украина занимает 83 место (ИЧР 0,734). Для сравнения, в этом рейтинге у России – 57 место (ИЧР 0,778), а у Беларуси – 53 (ИЧР 0,786).

    Одна из целей Программы – повышение ИЧР населения территориальных единиц.

    Внутренний инвестиционный ресурс территориальной единицы – способность комитета самоуправления привлечь инвестиции своего населения в местные проекты развития.

    Одна из целей Программы – привлечение внутренних инвестиций в местные проекты развития.

    Внешние ресурсы развития территориальной единицы – это привлечённые извне специалисты, внешние инвестиции и инновационные ресурсы.

    Одна из целей Программы – привлечение для разработки и реализации местных проектов и программ специалистов извне, а также внешних инвестиций и инновационных ресурсов.

    Многоканальное финансирование местных программ и проектов развития – это их долевое (паевое) финансирование из разных источников и общественных секторов.

    Одна из целей Программы – создание сетевых, отраслевых, проектных и территориальных кластерных модулей, обеспечивающих многоканальное финансирование местных программ и проектов развития территориальных единиц.

    Инновационные ресурсы – это совокупность связанных ресурсов, которые обеспечивают инновационный процесс. В состав инновационных ресурсов входят: материально-технические, финансовые, человеческие, организационно-управленческие, информационные ресурсы.

    Одна из целей Программы – привлечение инновационных ресурсов для ускорения социально-экономического развития территориальных единиц.

    Кластерный сетевой модуль – это совокупность сетевых проектов, обеспечивающих информационную поддержку реализации Программы, обучение актива территориальных единиц, обмен опытом, публикацию материалов о проблемах местного развития. В этот модуль входят следующие сетевые проекты:
    1. Центр самоорганизации населения. Цели проекта: повышение потенциала самоорганизации населения, исследование социального состава, выявление и обучение актива территориальных единиц, поддержка инициативных и проектных групп (в том числе, поиск источников их финансирования), создание комитетов самоуправления разных уровней – организационных ячеек системы местного самоуправления.
    2. Информационные сообщества развития. Цели проекта: организационная, информационная, научно-методическая и финансовая поддержка кластерного развития территориальных единиц, развитие местного самоуправления, потребительской, производственной и финансовой кооперации, зелёного туризма, повышения уровня доступа сельских жителей к информации и образованию, дистанционное и проектное обучение молодёжи и актива.
  3. Школа самоорганизации. Цели проекта: информационная, организационная и финансовая поддержка деятельности по кластерному развитию территориальных единиц. Поддержка процесса самоорганизации инициативных троек, пятёрок, десяток, проектных групп. Создание оргкомитета (агентства, центра) кластерного развития территориальных единиц. Поддержка инициатив по созданию комитетов самоуправления разных уровней. Обучение актива, организационная, информационная, научно-методическая и финансовая поддержка инициативных групп и их проектов (программ), обмен опытом. Создание кластерных избирательных модулей, а также информационно-коммуникационных сетей избирательных участков для сбора, анализа, распространения информации о программах, предвыборных обещаниях и реальных достижениях кандидатов в депутаты.

    Одна из целей Программы – поддержка сетевых кластерных модулей территориальных громад, а также местных инициатив.

Раздел 3. Объекты кластерного развития.

   Объектами кластерного развития, в рамках данной Программы, являются сетевые, отраслевые, проектные и территориальные модули кластерного развития территориальных единиц.
    Отраслевые модули кластерного развития могут создаваться в сфере ЖКХ, образования, охраны здоровья, энергосбережения, малого бизнеса, местного самоуправления, производственной, потребительской, финансовой кооперации и т.п.
    Проектные модули кластерного развития создаются в рамках определённого местного проекта.
    Территориальные модули кластерного развития создаются в пределах определённой территориальной единицы  и имеют несколько уровней. Они могут создаваться на уровне многоквартирного дома, улицы, избирательного участка (несколько улиц и многоквартирных домов), микрорайона.
    Сетевые модули кластерного развития создаются в социальных сетях и на других интернет площадках.
    По мере своего развития, сетевые, проектные, территориальные и отраслевые кластерные модули объединяются в кластер территориальной единицы.
    Объекты кластерного развития могут находиться как в городе, так и в сельской местности. Каждый объект имеет собственный потенциал развития, от величины которого зависят темпы достижения целей развития, а также темпы преодоления актуальных социально-экономических проблем громады.
    Объекты кластерного развития создаются на принципах самоорганизации и многоканального (долевого, паевого) финансирования. Первый этап создания объекта кластерного развития – самоорганизация инициативной группы: тройки, пятёрки, десятки, проектной группы. Следующий этап – разработка и реализация местного проекта (в том числе, поиск источников его финансирования).

    Типовой местный проект имеет следующие разделы:
    1. Название проекта.
    2. Название организации администрирующей проект.
    3. Описание проблемы и целей проекта.
    4. Описание проектных предложений.
    5. Опыт проектной деятельности инициативной группы.
    6. Поэтапный календарный план реализации проекта.
    7. Ресурсы необходимые для реализации проекта.
    8. Планируемые результаты реализации проекта.
    9. Развитие проекта, обмен опытом.
  10. Бюджет проекта, разработанный на основе многоканального (долевого, паевого) финансирования.
    Перечень разделов местного проекта не является исчерпывающим и может варьироваться, по согласованю с  партнёрами.

Раздел 4. Самоорганизация инициативных групп.

    Стартерами самоорганизации инициативных групп разных уровней являются социальные проблемы, не позволяющие достичь европейских стандартов качества жизни граждан. Самоорганизация инициаивных групп осуществляется с целью корректировки «снизу» процессов развития и преодоления актуальных проблем территориальных единиц. Эта корректировка осуществляется путём разработки и реализации местных программ и проектов развития.
    В рамках данной Программы, началом процесса самоорганизации инициативных групп кластерного развития территориальных единиц является самоорганизация инициативной тройки, которая осуществляется в процессе обсуждения актуальных проблем в сфере ЖКХ, образования, здравоохранения, занятости и т.п. Площадкой для такого обсуждения является совокупность сетевых проектов, входящих в кластерный сетевой модуль, созданный в рамках Программы.
    Инициативная тройка – это начало объединения индивидуальных ресурсов лиц, которые имеют общие цели и готовы совместно добиваться их достижения.

По мере вовлечения в процесс самоорганизации, других лиц, которые готовы поддержать Программу и её цели, возникают новые коммуникационные мосты (связи), а инициативные тройки трансформируются в инициативные  пятёрки, десятки, проектные группы.
    На первых этапах строительства кластерных модулей разных типов, приоритетами программы является создание кластерных модулей в сфере ЖКХ, образования, информационных технологий, проектной деятельности, кооперации.

Раздел 5. Информационно-коммуникационный проектный центр программы.

    Информационно-коммуникационный проектный центр программы предназначен для строительства  информационных сообществ территориальных единиц.  В том числе, для строительства информационно-коммуникационных каркасов сетевых комитетов самоуправления.  Цели и задачи центра связаны с развитием сети коммуникаций в пределах территориальных единиц,  обеспечением циркуляции информации о проблемах территориальных единиц, вариантах их решения, ресурсах необходимых для разработки и реализации местных проектов, показателях местного развития и т.п.
    Кроме того, указанный центр предназначен для обучения и поддержки деятельности инициативных групп территориальных единиц.

Раздел 6. Исследование потенциала самоорганизации.

    Кластерные модули невозможно создать волевым решением. Их можно только вырастить и развивать. По определению кластер – создаётся на условиях долгосрочного стратегического партнёрства. Чтобы создать такие условия, необходимо завоевать доверие потенциальных партнёров, а на это могут уйти годы. Доверие между партнёрами возрастает по мере реализации успешных совместных проектов.
    Потенциал самоорганизации  тем выше, чем больше партнёров, которые готовы объединиться в инициативные (проектные) группы для разработки и реализации местных проектов.
    Исследовательские инициативные группы формируются из преподавателей и учащейся молодёжи, научных работников, а также активистов территориальных единиц, по мере налаживания коммуникационных связей между ними.
    Задача этих групп выявление наиболее перспективных территориальных единиц для создания точек кластерного развития.
    Деятельность исследовательских инициативных групп осуществляется с использованием финансовых и нефинансовых стимулов этой деятельности. Нефинансовые стимулы деятельности исследовательской инициативной группы заключаются в следующих выгодах, которые получат исполнители: преподаватели получают материалы для научных статей, учащаяся молодёжь – навыки проектной деятельности, опыт работы и другие конкурентные преимущества на рынке труда, научные работники – материалы для диссертаций, актив территориальных единиц – бесплатное обучение и решение актуальных проблем териториальной единицы.

Раздел 7. Сетевые комитеты самоуправления.

    Сетевые комитеты самоуправления имеют сетевую структуру, состоящую из множества инициативных групп, а также несколько уровней, соответствующих уровням территориальных единиц. По своей сути, комитеты самоуправления – это объединения избирателей. Самоорганизация комитетов самоуправления осуществляется по мере преодоления барьеров, которые связаны с численностью и готовностью избирателей, проживающих на соответствующей территории, инициировать создание комитета самоуправления.
    На уровне многоквартирного дома, в котором проживает 500 избирателей, этот барьер составляет 251 человек, а на уровне избирательного участка, он возрастает (примерно в 4 раза). Одно из условий финансовой поддержки местных проектов, осуществляемой на основе многоканального финансирования – самоорганизация соответствующего комитета самоуправления.
    Одна из задач комитета самоуправления – повышение влияния избирателей, в пределах своего избирательного участка, на результаты избирательных кампаний.
    Другая задача – ускорение социально-экономического развития своих территорий, путём создания кластерных модулей развития разных типов: сетевых, проектных, отраслевых, функциональных и смешанных.
    Третья задача – лоббирование законных интересов своих граждан в органах власти разных уровней, защита прав избирателей.

Раздел 8. Кластерные модули.

    Типы и темпы «выращивания» кластерных модулей Программы зависят от темпов самоорганизации, направлений развития инициативных групп и других факторов, характеризующих территориальную единицу и её население (ИЧР, социальная активность, инвестиционный потенциал и т.п.). Самоорганизация инициативных групп осуществляется как реакция активных граждан на существующие проблемы. В рамках Программы, создаётся Оргкомитет (совет координаторов, центр, агентство и т.п.), который координирует деятельность по кластерному развитию территориальных громад. Приоритеты развития территориальных единиц зависят от их внутренних возможностей, а также доступных внешних ресурсов.
    В городах, приоритетами Программы является создание кластерных модулей развития в сфере ЖКХ, энергосбережения, занятости населения, питания, отдыха горожан, экологии и безопасности.
    В сёлах, другие приоритеты. Это создание кластерных модулей развития потребительской, производственной и финансовой кооперации, а также зелёного туризма, зелёной энергетики, информационных, образовательных, медицинских.
    И в городе, и в селе актуальны кластерные модули развития низовых звеньев местного самоуправления – комитетов самоуправления разных уровней. 

Раздел 9. Ресурсы для реализации Программы

    Программа реализуется по мере создания и развития инициативных групп. Ресурсы для реализации Программы состоят из совокупности ресурсов инициативных групп.
    Внутренние ресурсы инициативной группы аналогичны внутренним ресурсам территориальной громады, но рассматриваются на её уровне.
    Ресурсы инициативной двойки (внутренние и доступные внешние) недостаточны для разработки и реализации местных проектов развития. Поэтому, на этом этапе самоорганизации основная задача - развитие инициативной двойки до более высоких уровней, таких как: инициативная тройка, пятёрка, десятка, проектная группа.
    Начальный этап подготовки проектных предложений включает следующие задачи: исследование существующей проблемы, вариантов её преодоления, затрат на решение проблемы, оценки доступных источников финансирования проекта и т.п.
    Часть этих задач проектная группа может решить самостоятельно, а для решения остальных задач необходимо привлекать специалистов.
    Для наглядности, рассмотрим процесс создания отраслевого кластерного модуля развития территориальной громады в сфере ЖКХ, а также механизмы привлечения ресурсов на эти цели.
    Предположим, стартером самоорганизации инициативной группы является проблема высоких цен на теплоснабжение многоквартирного дома. На первом этапе самоорганизации осуществляется сбор информации по этой теме и поиск потенциальных партнёров.
    По мере углубления в тему, возникает один из вариантов решения, выбранной проблемы – установка индивидуального теплового пункта (ИТП) в подвале дома. Цена вопроса около 200 тыс. грн. Кроме того, для преодоления проблемы, инициаторам надо иметь соответствующие полномочия, позволяющие принять законное решение, о реконструкции системы теплоснабжения дома.
    Если у инициаторов, заинтересованных в решении упомянутой проблемы, есть такие деньги и полномочия, то никакая программа или проект им не нужны. Сбросились, оплатили поставщику - получили результат. Если у инициаторов нет денег или полномочий, но они не могут смириться с этой проблемой, то остаётся одно: зарегистрироваться в Программе, создать инициативную группу и развивать её до уровня, позволяющего решить проблему. В процессе этого развития, необходимо принять решения обязательные для всех жильцов дома или заключить с каждым из них соответствующие договора. Далее, необходимо разработать проект, разделить затраты, в рамках бюджета проекта, на всех жителей дома, предусмотреть гибкий вариант возмещения затрат, в том числе за счёт экономии на оплату тепла, после реализации проекта, привлечь внешних инвесторов для покрытия дефицита бюджета проекта. Кроме того, необходимо оформить инвестиционные договора, гарантирующие выплаты доходов инвесторам, а также определяющие источники и порядок этих выплат.
    Если в доме, в котором проживают инициаторы проекта реконструкции, нет достаточного количества жильцов, готовых поддержать решение о разработке такого проекта, ничего страшного. Надо искать дом, где такое количество есть. Члены инициативной группы всё равно получат выгоды от реализации своего проекта, но уже как инвесторы.
    Многоканальное финансирование местных проектов, в рамках данной Программы осуществляется из разных источников.
    Одним из таких источников являются регистрационные взносы участников программы, которые используются на оплату организационно-управленческих расходов менеджера по развитию кластерного сетевого модуля и бухгалтера.
    На первом этапе задачей менеджера по кластерному развитию является поиск партнёров, позволяющих создать четыре команды, работающие в четырёх направлениях: создание комитета самоуправления, производственного кооператива, общественной организации и кредитного союза, которые являются составляющими территориального кластерного модуля. Параллельно с этим, каждой командой разрабатывается свой кластерный модуль местного проекта «Индивидуальный тепловой пункт».
    На базе кооператива – это бизнес-проект, на базе общественной организации – некоммерческий проект, на базе кредитного союза – проект кредитования под низкий процент, а на базе комитета самоуправления – проект, являющийся частью государственной или региональной программы социально-экономического развития (программы энергосбережения, программы развития местного самоуправления, программы занятости и т.п.).
    Кластерный модуль развития - это объединение, на условиях соответствующих договоров, всех вариантов решения данной проблемы: за счёт взносов жителей, получающих выгоду от проекта, за счёт бюджетных средств, за счёт паевых взносов, за счёт грантов организаций-доноров, за счёт кредитов и т.п.

Раздел 10. Заключение

    У всех нас есть три сценария своего будущего: можно ждать, когда кто-то в правительстве позаботится о нашем будущем – мы получим то, что имеем сейчас; можно протестовать на площадях и улицах – будет ещё хуже, уличная демократия умеет разрушать, но не умеет строить; можно строить своё будущее самим, не надеясь ни на кого, но тогда надо искать партнёров, объединяться в инициативные группы, создавать комитеты самоуправления, учиться избирать, ориентируясь не на слова, а на дела, учиться управлять своей территорией, а также отстаивать свои интересы.
    Всё это можно делать уже сейчас, в рамках этой Программы. При этом, в процессе реализации Программы будут создаваться малые предприятия и новые вакансии, решаться проблемы ЖКХ и образования и т.п.
    Программа открыта для сотрудничества. Приветствуются любые корректировки Программы, которые повышают её эффективность и приближают достижение задекларированных целей и приоритетов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий