суббота, 7 марта 2015 г.

Школа реальной демократии

    Что мы знаем о демократии? Видимо, наши знания ограничиваются знанием затасканной фразы: «демократия – это власть народа». Иначе, как объяснить тот факт, что источник власти – народ, оттеснён «слугами народа», от большинства ресурсов такой богатой страны как Украина.
    Олигархические кланы много лет управляют страной по своему усмотрению и в своих интересах. От выборов к выборам у власти почти одни и те же лица. Формальная демократия, господствующая в Украине, тормозит развитие страны, позволяя власти подменять реформы, необходимые для модернизации Украины, их имитацией. Очередной имитацией реформ может стать и децентрализация власти по-украински, которая без реальной демократии может превратиться в банальный передел собственности.
    Создание территориальных громад не цель реформы местного самоуправления, а только средство для повышения качества жизни граждан. Повышение качества жизни граждан невозможно путём передела собственности. Тем более, что громада вряд ли сможет автоматически стать эффективным собственником. Для этого громаде ещё надо дорасти. Юридическая форма не меняет содержание объединения граждан – до развитого гражданского общества Украине ещё далеко.
    Вернёмся к понятию «Качество жизни» и уточним его смысл. Качество жизни представляет собой широкий комплекс условий жизнедеятельности человека и включает в себя не только уровень жизни, но и такие составляющие, которые относятся к экологической среде обитания, социальному благополучию, политическому климату, психологическому комфорту. Уровень жизни, всего лишь первый компонент ее качества, отражающий материальное благополучие.
    Чтобы повысить качество жизни граждан, необходимо построить государство для всех, а не только для избранных. Это можно сделать путём реализации стратегии устойчивого развития Украины. Отсюда, и реформу местного самоуправления необходимо рассматривать в рамках стратегии устойчивого развития. Кроме того, необходимо учитывать внешние факторы, влияющие на процессы реформирования страны. Украина существует не сама по себе, а входит в мировую геополитическую систему. Её будущее зависит от особенностей геополитической трансформации мировых стратегических рынков, а геополитические факторы существенно влияют на выбор стратегии реформ. Игнорирование этих факторов приводит к полному провалу реформ.
    В монографии профессора Дергачёва В.А.: «Геоэкономическая трансформация Украины» указаны причины экономической деградации, которая произошла за годы независимости Украины. Если страна не достигла ощутимых экономических результатов, делает вывод профессор, то причины надо искать не в экономике, а в неконкурентоспособности властной элиты, её нижайшего профессионального уровня. То есть задача роста не имеет чисто экономического решения. Поэтому самой большой проблемой Украины является властная элита, неконкурентоспособная в условиях глобализации и регионализации международных отношений.
    А теперь подумаем. Какими путями приходят к власти наши политики?
    Таких путей два: грязные предвыборные технологии, в результате которых крадутся голоса избирателей и манипуляции с сознанием избирателей, в результате которых избиратели не могут сделать правильный выбор.
    Проверить правильность выбора избирателей очень просто. Выполняются предвыборные обещания – значит, выбор сделан правильно. Улучшается жизнь граждан – значит, выбор сделан правильно. Нет ни того, ни другого – значит, избиратель ошибся. У каждого политика должна быть собственная политическая история, подкреплённая результатами его практической деятельности, которые не расходятся с его обещаниями в предвыборной гонке.
    Начинать политическую карьеру политик должен на местном уровне. Что могут дать стране молодые люди, попавшие в центральные органы власти по протекции своих родителей? Если политик не проявил себя на местном уровне и не реализовал хотя бы один проект устойчивого развития на местном уровне, то он не сможет это сделать и на уровне страны. Продвижение политиков на вершины власти должно быть поэтапным. Сначала им надо доказать свою компетентность на местном уровне, а только после этого, пройдя школу местного самоуправления, двигаться выше.
    Комитеты самоуправления, по своей сути, являются объединениями избирателей территориальных единиц. Пресекая нарушения закона в процессе избирательной кампании, оказывая помощь избирателям в выборе политиков, которых стоит поддержать на выборах, комитеты самоуправления избирательных участков могут стать ключевыми звеньями в процессе перехода от формальной к реальной демократии и обновлении властной элиты.
    Любая социальная проблема – это проблема, которую невозможно преодолеть в одиночку. В полной мере это относится и к процессу создания эффективных комитетов самоуправления избирательных участков, которые могут стать «Школой реальной демократии», позволяющей задействовать потенциал каждого избирателя и политика.
    Важное место в этом процессе занимает формирование качественного информационно-коммуникативного пространства избирательного участка, которое распределяет информационные потоки по уровням.
    В данной публикации предлагается к рассмотрению модель информационно – коммуникативного пространства избирательного участка, каркасом которого являются координаторы инициативных групп избирателей. При этом, стартерами самоорганизации этих инициативных групп, в свою очередь, являются актуальные социальные проблемы, волнующие избирателей.
    Рассмотрим процесс создания каркаса этой модели на примере. Допустим, несколько активистов многоквартирного дома согласны с целями «Программы кластерного развития территориальных единиц» и решили её поддержать.
    Эти цели – это улучшение показателей, качества жизни жильцов многоквартирного дома. В рамках этой программы, дом рассматривается как часть территории избирательного участка, а улучшение показателей качества жизни его жильцов осуществляется на основе кластерного развития этой территории. Такой подход ускоряет процессы устойчивого развития, путём многоканального финансирования местных проектов из разных источников, таких как: бюджет, бизнес, третий сектор. Это возможно через кластер избирательного участка, ядром которого является соответствующий комитет самоуправления.
    Основное условие, при котором возможна легализация комитета самоуправления – это поддержка решения о его создании избирателями. Решение правомочно если число этих избирателей превышает половину от общей численности. Отсюда следует, что на избирательном участке, с числом избирателей 2000 человек, необходимо преодолеть барьер численности инициативной группы в 1001 человек.
    Инициативная группа избирательного участка имеет свою структуру. Она состоит из инициативных групп избирателей многоквартирных домов, подъездов, а также избирателей, проживающих в квартирах, технологически объединённых общими стояками внутридомовых инженерных сетей.
    Границы эксплуатационной ответственности по внутридомовым стоякам в большинстве многоквартирных домов документально не оформлены. Поэтому некому предъявить претензии о возмещении ущерба, в случае аварии на стояке. Кроме того, по той же причине затягивается время устранения аварий на стояках. Решением этой проблемы вынуждены заниматься жители квартир, присоединённых к аварийным стоякам.
    Объективно, жители этих квартир вынуждены объединяться для преодоления проблем аварийных стояков. Барьеры самоорганизации этой группы избирателей самые низкие. Поэтому, в рамках предлагаемой модели, начинать строительство каркаса коммуникативного пространства избирательного участка необходимо начинать с коммуникативного пространства технологического стояка многоквартирного дома. Одна из целей создания этого каркаса – объединение избирателей, проживающих в квартирах с общим технологическим стояком, в ячейку комитета самоуправления избирательного участка.
    Назовём эту ячейку – комитет самоуправления технологического стояка. В девятиэтажном доме, в этот комитет входят избиратели 9 квартир, допустим это 30 человек. Тогда, правомочным решением комитета самоуправления технологического стояка, обязательным для всех, будет решение, поддержанное голосами более 16 участников собрания этого комитета самоуправления.
    Каркасом коммуникативного пространства технологического стояка является инициативная тройка избирателей, взявших на себя координацию совместных действий избирателей, проживающих в квартирах объединённых этим стояком, направленных на преодоление общей проблемы. При этом, каждый из инициативной тройки указанных координаторов, отвечает за коммуникационные связи с десятью, привлечёнными им для преодоления общей проблемы, избирателями (десятник). Коммуникативный каркас подъезда, в который входят четыре технологических стояка, образован двенадцатью десятниками. Так «снизу» формируется организационная структура комитета самоуправления, включающая территориальных координаторов (десятников, сотников и т. п.), обеспечивающих эффективный многоуровневый обмен информацией между избирателями и координацию их действий. Кроме территориальных координаторов, могут возникать и функциональные координаторы, отвечающие за векторы и проекты кластерного развития территориальных единиц. На каждой конкретной территории возможны свои варианты соотношения территориальных и функциональных координаторов.
    Путей достижения целей устойчивого развития страны много. При этом, процесс устойчивого развития является многоуровневым процессом. На уровне избирательного участка – это всего лишь точка устойчивого развития. Сама по себе точка устойчивого развития мало, что значит для страны. Но как модель устойчивого развития – значит много. На этом уровне, для обеспечения развития, необходимо значительно меньше ресурсов, чем в целом для страны. На этом уровне, показатели развития более понятны для рядовых граждан, они легче измеряются, их легче проконтролировать. А главное, легче пресечь нецелевое использование средств, направленных на развитие. Кроме того, точки развития могут сливаться в зоны развития и т.д., обеспечивая более глубокие процессы развития и «сверху», и снизу».
    Различные векторы развития избирательного участка комитет самоуправления может продвигать через коммуникационные проекты. В результате реализации этих проектов будут укрепляться внутренние коммуникационные мосты между избирателями внутри избирательного участка, а также создаваться внешние коммуникационные мосты с избирателями соседних избирательных участков. По мере развития кластеров избирательных участков, коммуникативный каркас и коммуникационные мосты, на их уровне, можно будет создавать и с Европой, и с Россией. Таким образом, «снизу» может быть реализована стратегия устойчивого развития в формате ЕС-Украина-Россия. Реализацию этой же стратегии «сверху» комитеты самоуправления могут лоббировать через своих депутатов, то есть через тех, которые прошли в центральные в органы власти через фильтры местного самоуправления.
    Роль коммуникационных проектов могут играть проекты устойчивого развития в сфере энергосбережения, медицины, экологии, местного самоуправления, образования, информации, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.
    Если сегодня, элита не способна реализовать стратегию устойчивого развития Украины, путём проведения эффективных централизованных реформ, то, что мешает нам – рядовым избирателям, инициировать этот процесс «снизу»?

Комментариев нет:

Отправить комментарий